РепТеч — новости технологий

  • Главная
  • Карта сайта

6

Июн

ГЛОНАСС и рыцари круглого стола

Пришла пора, господа, немного поговорить о наших с вами деньгах. Это я не о тех, которые мы ежедневно тратим на свои маленькие удовольствия, а о тех, которые государство ежедневно тратит на свои большие — о налогах. Одно из больших удовольствий, на которые они в последнее время тратятся — собственная навигационная система, ГЛОНАСС. В данной статье я не собираюсь подвергать сомнению изначальный посыл, что, мол, Россию окружают враги, которые спят и видят, когда же их трёхбуквенная система (всё трехбуквенное в России вообще изначально воспринимается с подозрением) воцарится на как можно большем числе автомобилей, чтобы в один прекрасный момент нажать секретную кнопочку и отправить всех водителей вместо дома в магазин за водкой, подорвав тем самым здоровье и моральный облик нации. Я всего лишь хочу посмотреть, какие виды правительство имеет на наши с вами деньги, ибо иллюзия возможности развития ГЛОНАСС за счёт частных инвестиций у меня уже давно отпала.

В этом смысле большой удачей было проведение на прошлой неделе круглого стола по ГЛОНАСС в Совете Федерации. Журналистов туда заманивали обещанием присутствия некоторых лиц, за которых по-хорошему скорее извиняться надо, но в целом состав участников был представительным: имелась делегация РНИИ Космического Приборостроения (это учреждение двигает программу в её нынешнем виде), полпред президента в СовФеде А.А. Котенков, а также некоторое количество предполагаемых частных внедренцев (да-да, они существуют!). С яркой, очень эмоциональной и забавной речью собрание посетил журналист, депутат и «специалист по всем вопросам» Александр Хинштейн.

Проблема, собственно, декларируется одна — якобы государство отчаянно стремится развивать несырьевой сектор экономики, и для этого, в частности, хочет, чтобы в проекте ГЛОНАСС участвовал частный бизнес — чтобы делали приемники, а в особенности — внедряли и применяли данную систему в своих продуктах, предназначенных для продажи на массовом рынке. Это и понятно, раньше при $140 за баррель о такой ерунде как рынок сбыта можно было и не задумываться, а сейчас — совсем другое дело! Забегали, заохали — куда же девать приёмники, размером 3×3 сантиметра, изготовляемые по техпроцессам начала десятилетия с соответствующим энергопотреблением? Это как же надо заставить производителей, чтобы они что-то подобное установили в массовый мобильный продукт? От себя предположу — никак не заставить, они скорее совсем с рынка сбегут.

Тут стоит упомянуть один интересный момент. После мероприятия я побеседовал с одним достаточно сведущим в вопросах ГЛОНАССа специалистом, и он поделился со мной своим видением ситуации: у ГЛОНАСС есть три года на то, чтобы вообще хоть как-то себя проявить, занять хоть какое-то место на рынке. После этого начнут активно развиваться другие альтернативные навигационные системы, продвигатели которых, смею предположить, подойдут к делу куда ответственнее. После этого ни о каких коммерческих перспективах ГЛОНАСС речь более вести будет нельзя.

Итак, осталось три года. Что мы имеем к настоящему моменту? Имеем крайне мелкосерийное, неотработанное производство по устаревшей технологии, выдающее чипы с вышеописанными, довольно неприглядными параметрами. Имеем несформированный рынок сбыта. То есть рынок навигации-то есть, только занят он технологией, от которой в пользу ГЛОНАСС можно отказаться либо от очень запущенной формы патриотизма головного мозга, либо от соображений секретности — но последнее для частных заказчиков крайне редко имеет смысл, и ещё неизвестно, что с этой точки зрения лучше для российских пользователей. Да, и чуть не забыл — огромный Glospace SGK-70 помните? Да-да, тот, который по 23 тысячи рублей был и с не слишком впечатляющей точностью. Сейчас, правда, до 15 тысяч цену снизили. В общем, ситуация так себе.

Что нам предлагают? Начнем с официальных лиц, а особенно с РНИИ КП. У них разговор простой: дайте больше финансирования, и мы построим город-сад всё как нужно. Ещё есть такая проблема — себестоимость приёмников ГЛОНАСС почти в 10 раз выше, в том числе из-за мелкосерийности производства. Вот её и предполагают порубить традиционным, проверенным дедовским способом — «запрещать и не пущщать!». Точнее, повысить ввозные пошлины на GPS-навигаторы, чтобы немного уравнять шансы. Собственно, на следующий день после собрания в СовФеде министр промышленности и торговли Юрий Борисов через газету «Ведомости» заявил, что подал на рассмотрение соответствующий проект, в рамках которого пошлины повысят с 5 до 50 процентов, оговорившись, правда, что смартфоны с GPS-чипами трогать не будут. На этом месте у меня возник вопрос: а не повысится ли в этом случае популярность навигаторов с GSM-модулями для обратной связи? Ведь их так просто ввезти как смартфоны…

На этом фоне эпически доставило выступление депутата Хинштейна, ранее известного в качесте штатного срывателя покровов уважаемой и в высшей степени авторитетной газеты «Московский Комсомолец». На трибуне он почувствовал себя как рыба в воде, и тут же занялся привычными делом — срывом покровов. Но если отвлечься от антуража, смысловое ядро его выступления было абсолютно логичным — разнообразные насильственные меры господдержки могут дать лишь ограниченный и кратковременный эффект.

Очень уместными в этом случае смотрелись две презентации — людей, которые действительно пытаются извлечь из ГЛОНАСС практическую пользу. Во-первых, доклад сопредседателя общественной организации «Город и транспорт» Александра Морозова предлагал рассмотреть ГЛОНАСС не в качестве средства навигации, а как элемент системы сбора данных о движении городского наземного транспорта для последующего анализа с целью оптимизации графиков движения и т.п. В принципе, все посылы в презентации были верны — поскольку большая часть населения всё ещё пользуется общественным транспортом, нужно повышать его эффективность, для чего создать соответствующие информационные системы… Смущает только два момента: во-первых, предыдущие опыты информатизации чего-либо государственного не внушают особенного оптимизма, а во-вторых, «Город и транспорт» — организация именно общественная. По поводу её способности влиять на принимаемые в сфере общественного транспорта решения, боюсь, уместно было бы испытывать некий скепсис.

Вторая презентация была, в пику первой, была посвящена транспорту автомобильному, частному. Тема внедрения ГЛОНАСС в автомобили на стадии сборки муссируется уже давно, а конкретные её очертания попытался представить в своей презентации генеральный директор «АвтоАудиоЦентра» Юрий Логинов. Он ещё раз поднял проблему отсутствия подходящих приемников, а затем противопоставил два метода её решения. Первый предполагает закидывание пожара деньгами — выделить ещё больше средств разработчикам, чтобы те выдали на-гора нормальные чипы. Второй, более, по мнению господина Логинова, реальный, предполагает использование уже существующих приемников там, где их недостатки не столь критичны — во встраиваемых автомобильных навигационных системах. Стимулировать производителей к этому господин Логинов предлагает фиксированными государственными субсидиями — то есть «Разрешите мне показать вам ещё один ГЛОНАСС-фокус, и я дам вам сто долларов». Кстати, именно в такую сумму в докладе оценивается предполагаемый размер субсидии. Проводить такую политику Юрий Владимирович предлагает не только по отношению к АвтоВАЗу, но и вообще ко всем производителям, собирающим автомобили на территории России.

Естественно, идея взята Логиновым не с потолка — в линейке продукции его компании появилась система CCD-Tech, являющаяся платформой для объединения различных потребительских устройств при их установке в автомобиль и содержащая ГЛОНАСС-модуль. Кстати, одним из вариантов дополнения этой платформы является модуль сотовой связи для передачи данных о треках и пробках по маршруту движения. Интересно, начнут ли операторы продавать автомобили с контрактами… Залоченные автомобили… Субсидированные автомобили…

В целом же весь проект ГЛОНАСС как будто ведётся двумя различными группами: одни выдвигают какие-то инициативы, придумывают коммерческие применения, думают, как бы вывести систему «на большую воду». Увы, эта группа крайне немногочисленна. Другим же подавай поддержку от государства, а пока она недостаточна, продукты их профессиональной деятельности так и будут оставаться посредственными и непригодными для требовательного потребителя. А вообще, создаётся впечатление, что этой группе бы хотелось работать только с одним заказчиком — с государством. Оно, в отличие от потребителей, не задает глупых вопросов о размерах приемников и их энергопотреблении.

Читайте также: Новости России и мира.

Возможно заинтересует:

  • Плазмонные нанопузырьки помогут уничтожить раковые клетки
  • Индия заявила о своем первенстве в ряде важных открытий
  • Парад под метеорным дождем
  • Микропроцессор нового поколения сделает смартфоны доступными
  • Японская армия показала робота-шпиона

Свежие записи

  • Плазмонные нанопузырьки помогут уничтожить раковые клетки
  • Индия заявила о своем первенстве в ряде важных открытий
  • Парад под метеорным дождем
  • Микропроцессор нового поколения сделает смартфоны доступными
  • Японская армия показала робота-шпиона

Архивы

  • Май 2025
  • Апрель 2025
  • Март 2025
  • Февраль 2025
  • Январь 2025
  • Декабрь 2024
  • Ноябрь 2024
  • Октябрь 2024
  • Сентябрь 2024
  • Август 2024
  • Июль 2024
  • Июнь 2024
  • Май 2024
  • Апрель 2024

Последние записи

  • Плазмонные нанопузырьки помогут уничтожить раковые клетки
  • Индия заявила о своем первенстве в ряде важных открытий
  • Парад под метеорным дождем
  • Микропроцессор нового поколения сделает смартфоны доступными
  • Японская армия показала робота-шпиона
  • Эти захватывающие дух русские изображения Земли…
  • Найдена уязвимость в личных сообщениях в Twitter
  • Последователи Radiohead – бесплатная музыка становится модной?
  • Галлюцинационная система России оказалась неэффективной
  • НАСА вложит 270 млн. $ в частные космические корабли.
  • Случайные записи

    • «Сухой» поднимется на новый уровень
    • К 2020 году ГЛОНАСС по точности не будет уступать GPS
    • Как популярные блогеры раскручивают свои сайты на самом деле
    • В США сообщили о непрекращающихся землетрясениях
    • МГУ лишился спутника «Татьяна-2»
    • Оценена стоимость контракта на закупку Су-57
    • Конец русской блогосферы
Все права защищены © 2025 РепТеч — новости технологий.