Комиссия рекомендовала улучшить технические характеристики, не найдя брака
Комиссия Роскосмоса и Минобороны объявила окончательную версию аварии «Протона» 16 мая: отказ рулевого двигателя третьей ступени. Причем дело не в браке, а в конструктивном недостатке ротора топливно-насосного агрегата (ТНА) двигателя: он дает повышенные вибронагрузки, разрушающие агрегаты машины.
По распоряжению руководителя Роскосмоса Игоря Комарова, «Центр Хруничева» и филиалы компании разрабатывают план мероприятий по устранению причин аварии, который включает замену материала вала ротора, доработку методики балансировки ротора, модернизацию крепления ТНА рулевого двигателя к раме маршевого двигателя.
Игорь Комаров заявил на брифинге, что комиссия также выявила ряд несоответствий в системе менеджмента качества предприятий, и в течение месяца будет разработан план мероприятий по их устранению.
Дату следующего пуска «Протона» Роскосмос назовет в июне. По неофициальной информации, такой объем работ может занять до полугода. Соответственно обновленный «Протон» может стартовать после серии наземных тестов не раньше зимы 2015-2016 годов.
Нештатная ситуация, погубившая очередную ракету «Протон» с мексиканским спутником связи «МексСат-1», случилась в 08.56 по московскому времени 16 мая, за минуту до того, как космический аппарат с разгонным блоком «Бриз-М» должен был отделиться от третьей ступени. Сразу же была озвучена основная версия: некорректная работа двигателя третьей ступени «Протона».
Двигательная установка РД-0212 для третьей ступени ракеты «Протон-М» была изготовлена Воронежским механическим заводом (ВМЗ, с 2008 года входит в состав холдинга, созданного на базе Центра имени Хруничева). По словам собеседника «Известий» в Центре Хруничева, аварийный двигатель РД-0214 для третьей ступени «Протона» был изготовлен в октябре 2013 года, а в ноябре был признан соответствующим технической документации.
Схожая ситуация с ракетой данного типа имела место год назад: 16 мая 2014 года при запуске «Протона-М» со спутником связи «Экспресс АМ4R» так же подвела третья ступень.
— Эта ракета летает не одно десятилетие, и третья ступень, насколько мне известно, существенной модернизации не подвергалась, — говорит Андрей Ионин, член-корреспондент российской Академии космонавтики им. Циолковского. — Просто глубокая кооперация осложняет контроль. В этом проблема отрасли, и так сложилось с середины прошлого века — в производственных цепочках участвует масса предприятий. И если в Москве на «Хруничеве» поставят военную приемку и так решат вопрос, то в провинции на подшипниковом заводе ее не поставишь. А этот дефект потом гробит огромное изделие.
Читайте также: Новости России и мира.