Социальная рознь, характерная для живого человеческого общества, развивается и в виртуальных мирах. К такому выводу пришли психосоциологи, наблюдавшие за игрой There.com, сообщает ITnews.com.au.
Исследователи Northwestern University наблюдали поведение пользователей изнутри, встроившись в игру как участники и использовав разные способы формулировки просьбы. В первом случае они сначала предлагали незнакомому игроку сделать небольшое одолжение (к примеру, «можно, я сделаю скриншот с тобой»), а затем усложняли задачу («давай телепортируемся в другое место, чтобы сделать скриншот»). Ожидаемой реакцией была готовность испытуемого выполнить более сложную задачу после того, как он уже выполнил одну просьбу. Второй принцип действия был противоположным: адресату просьбы сначала предлагали сделать что-нибудь не слишком удобное («мне нужны скриншоты с тобой в 50 разных локациях»), а затем переходили к менее обременительной просьбе. В этом случае испытуемый должен согласиться выполнить вторую просьбу гораздо охотнее, чем если бы с ней обратились напрямую.
Первый подход не выявил никаких расовых предрассудков, поскольку у адресата просьбы срабатывал психологический механизм оценки себя, а не просящего («я помог ему, я молодец, я не могу не помочь снова»). А вот эффект второго подхода серьезно снижался, если исследователь играл под видом чернокожего аватара («двойная» просьба срабатывала в 20% у «белых» героев и лишь в 8% у «черных») — поскольку в такой ситуации испытуемый оценивал, стоит ли вообще помогать «этому человеку».
Точно так же расовые, половые, религиозные и другие предубеждения, наряду с внешней привлекательностью, срабатывают при исследованиях с помощью второго метода в обычной жизни. То есть среднестатистический человек меньше склонен помогать представителям меньшинств.
Помимо очевидного вывода о том, что дискриминация переносится из обычной жизни в виртуальную, исследователи подчеркивают обманчивость самоощущения многих любителей ролевых игр, полагающих, что фантазийный антураж, искусственные статус и внешность позволяют «жить альтернативной жизнью». Различия между реальными и виртуальным мирами носят поверхностный характер и не распространяются на личностные качества и свойственные пользователю социальные настройки.
Читайте также: Новости России и мира.