Ошибочной является мысль о том, что вино — это сложный и полный изысканных ароматов эликсир, отличить который может только настоящий опытный дегустатор, обмануть которого почти невозможно. Правда в том, что обманутыми могут быть и дегустаторы, и потребители, учитывая свои ожидания, а не настоящий вкус.
Дорогое вино должно быть лучшим, не так ли?
Вы ошибаетесь, если так думаете. Но ошибаются также и все те «знатоки», которые пробуют перебродивший виноградный сок и потом сплевывают его обратно. Дегустация вина является важным делом для многих людей, для кого-то она может стать даже профессиональной карьерой. Дегустаторы вина пересчитывают все те вещи, которые они могут ощутить в хорошем вине так, будто они живые спектрографы, в которых есть способность распознать молекулярный состав напитка. Но опыты показывают, что, к сожалению, это ощущение можно обмануть и оно будет полностью неправильным.
В 2001 году Фредерик Броше провел в университете Бордо два эксперимента. Проводя один из них, Броше собрал 54 студента, которые изучали виноделие и дегустацию, и дал им попробовать по одному бокалу красного и белого вина. А потом попросил их описать каждое вино настолько подробно, насколько они могли. Но он не сказал им, что это было одно и то же самое вино. Он просто покрасил белое в красное. Во время второго эксперимента он попросил экспертов оценить две бутылки красного вина. Одно из них было очень дорогим, а второе, наоборот, дешевым. И снова он обманул их. Он налил в две бутылки дешевое вино.
Дегустаторы из первого эксперимента, описывая составные части окрашенного белого вина, назвали ягоды, виноград и танин, которые содержатся в красном вине. И ни один из 54 опрошенных не смог сказать, что, на самом деле, это было белое вино. А участники второго эксперимента все время нахваливали качество вина в дорогой бутылке и высмеивали вкус вина в дешевой, хотя это было одно и то самое вино.
В Калифорнийском технологическом институте провели другой эксперимент: сравнили пять разных бутылок вина по цене от $5 до $90. Экспериментаторы налили дешёвое вино в бутылки от дорогого вина. Также они использовали сканер мозга. Когда человек пробовал вино, один и тот же участок мозга светился. Но когда испытуемый смаковал вино, которое он считал дорогим, определенный участок был более активным.
Во время второго опыта нужно было оценить вкус сыра, но в то же время нужно было попробовать с сыром два разных вида вина. Участникам эксперимента сообщили, что одно вино было произведено в Калифорнии, а второе — в Северной Дакоте. Но в двух бутылках было налито одно и то же вино. Дегустаторы выше оценили вкус сыра, который они пробовали вместе с вином из Калифорнии.
Дегустаторы вина, о которых мы говорили в предыдущих экспериментах, попали в ловушку собственных ожиданий. Объективность и сила вкуса дегустаторов в обычных условиях могут быть просто впечатляющими, но манипуляции Броше относительно среды, к сожалению, ввели их в заблуждение. Оказывается, наши ожидания являются настолько же важными, как и наше чистое ощущение. В психологии считается, что человек не может быть объективным на все 100%. Все наши воспоминания, эмоции, условия и другие психологические факторы влияют на каждый новый опыт. Кроме того, ожидания имеют сильное влияние на окончательный выбор, который будет определять, что для вас является реальным. Дорогое вино смаковать приятнее, чем дешевое, но на самом-то деле лучшим его делают наши ожидания, даже если это не так.
Читайте также: Новости России и мира.