В состав Военно-морского флота России до сих пор входит судно-катамаран, о корпус которого при спуске на воду в 1915 году разбила шампанское княжна Романова. На палубе этого судна в 1918-м революционные матросы расстреливали офицеров. До сих пор на штурвале слова со знаком «ять». И эта живая история на ходу. В Севастополе, на базе российского флота.
«Представляю вам сокровищницу российского судостроения. В 1912 году заложен на Путиловских верфях в Петрограде,17 ноября 1913 года спущен на воду и 14 июля 1915 года поднял Андреевский флаг. В 1973 году было принято решение: из судоподъемного судна сделать спасатель подводных лодок. Корабль мог носить на борту малые спасательные аппараты, которые способны были поднимать затонувшие подводные лодки с глубины от 500 метров, от 16 до 20 человек в зависимости от вариантов спасения», — рассказывает Анатолий Ишинов, капитан спасательного судна «Коммуна».
«Коммуна», несмотря на высоту, не кажется маленькой. Она огромна.
«Ширина корпуса — 19 метров. Два корпуса позволяют судну довольно устойчиво идти на волнах, но парусность очень большая — 4000 квадратных метров, качает сильно, при сильной волне. Вот, в прошлом году осенью мы ходили — 30 градусов крен был», — вспоминает Анатолий Ишинов.
Раньше на «Коммуне» стояли немецкие движки. Поменяли на такие же, только советские. Мощность упала в два раза. Но это капитана не смущает. Он всё равно рассказывает о своём судне восторженно.
История «Коммуны» — сплошные байки. Есть среди них самая главная.
«Здесь байка одна ходит. Когда строили судно, в каком-то из листов заклепок поставили золотую заклепку. Ищем ее 96 лет. Ну, я полагаю так, что каждый капитан, который служил на «Коммуне», при постановке в док, для того, чтобы поднять желание экипажа очистить корпус, говорил ребятам, как фильме: «Пилите, Шура, пилите, она же золотая». Поэтому — «Ищите, ищите, она же золотая». Пока не нашли», — рассказывает капитан «Коммуны».
На катамаране стояла подлодка-малютка для поиска и спасения экипажей подводников. Теперь современный аппарат. Он видит всё.
«В данный момент это сейчас одно из самых последних средств по поиску затонувших объектов, которые имеются на Военно-морском флоте России», — говорит Анатолий Ишинов.
«А вообще в море, когда идешь, издалека «Коммуна» смотрится как железнодорожный мост, напоминающий литейный мост в Санкт-Петербурге, или как Эйфелева башня, там тоже масса всяких заклепок», — проводит аналогии капитан.
Есть своя достопримечательность и в кают-компании.
«Конечно, за 96 лет кают-компания очень изменилась. Переоборудование производили уже в 1983 году. Пианино 1914 года, восстановили его где-то два года назад. Это был последний неисправный механизм, который восстановлен на судне», — говорит Анатолий Ишинов.
А вот чего на советской «Коммуне» не было — походного корабельного храма.
«Молитва здесь для всех плавающих людей. По крайней мере, за эти 9 лет, как я здесь, не было ни одного случая в море, чтобы судно нас как-то подвело», — рассказывает капитан.
Сколько изменений претерпел флот в ходе последней военной реформы, сколько славных знамён отправлено в музеи, на покой. «Коммуна». Как ей удалось уцелеть во времена перемен, когда многие привычные вещи, здесь, в Севастополе, уже стали историей?
«В своё время, когда я лейтенантом сюда пришел, в главной базе на бочках стояло пять крейсеров. И вот утренний перезвон, утренняя зорька. Пять крейсеров, каждый в своем тоне, играют утреннюю зарю, перезвон рынд, бегают катера. Вот это класс, сейчас такого нет, сейчас один оставшийся крейсер «Москва» стоит», — рассказывает Анатолий Ишинов.
А может быть, так и нужно? Отказываться от прошлого, смело глядя в будущее. Только вот каким оно окажется? Для армии, для флота, для Севастополя, для той же самой «Коммуны
Читайте также: Новости России и мира.