Назначение постпреда РФ при НАТО Дмитрия Рогозина на пост вице-премьера правительства РФ стало одним из ключевых за последнее время – наряду с назначением выходцев из силовых структур Сергея Иванова и Сергея Нарышкина в АП и Госдуму. Рогозин, которого можно в целом считать политиком пропутинским, в правительстве Медведева получит едва ли не самый большой «бюджетный пирог». Это армия, атомная отрасль и космос. Как считает член общественного совета при Минобороны, руководитель Центра анализа мировой торговли оружием Игорь Коротченко, перед Рогозиным поставлены сверхзадачи.
Назначение постпреда РФ при НАТО Дмитрия Рогозина на пост вице-премьера правительства РФ стало одним из ключевых за последнее время – наряду с назначением выходцев из силовых структур Сергея Иванова и Сергея Нарышкина в АП и Госдуму. Рогозин, которого можно в целом считать политиком пропутинским, в правительстве Медведева получит едва ли не самый большой «бюджетный пирог». Это армия, атомная отрасль и космос. Как считает член общественного совета при Минобороны, руководитель Центра анализа мировой торговли оружием Игорь Коротченко, перед Рогозиным поставлены сверхзадачи.
Вопрос: Дмитрий Рогозин будет ответственен за распределение просто огромного «бюджетного пирога». Он будет курировать оборонную отрасль, атомную и Роскосмос. Как Вы оцениваете его кандидатуру на этом посту?
Игорь Коротченко: Дмитрий Рогозин становится, действительно, одним из ключевых вице-премьеров, поскольку в его руках сосредотачивается контроль за важнейшими отраслями российской экономики, определяющими национальную безопасность страны. Думаю, что это вполне подготовленный руководитель, потому что предшествующий опыт деятельности Рогозина подтвердил его высокую эффективность и как менеджера, и как политика. Этот человек будет идеально соответствовать тем задачам, которые поставлены перед ним.
Вопрос: Но что касается опыта работы непосредственно в курируемых отраслях? Такового у Рогозина нет.
Игорь Коротченко: Важно понимать, что эффективность работы Рогозина будет определяться несколькими обстоятельствами. С точки зрения личных качеств, как руководителя, здесь никаких сомнений нет. Но ему также потребуется дееспособный аппарат помощников, консультантов, экспертов. Ему надо будет опираться на мнение и позицию профессионалов, и думаю, что такой подход даст необходимый результат.
Вопрос: Насколько серьезный кредит ему будет дан в возможности снятия тех или иных чиновников в подведомственных министерствах, госкорпорациях?
Игорь Коротченко: Разумеется, инициатива будет в руках Рогозина, но думаю, что никакой «охоты на ведьм» не последует, все кадровые решения будут приниматься взвешенно. Вместе с тем, у нас необходимо усилить персональную ответственность за порученные участки работы, и те лица, которые неспособны справиться с поставленными задачами – которые либо проваливают гособоронзаказ, либо подозреваются в коррупции – от них необходимо избавляться, и достаточно быстро. В определенной степени кадровые обновления произойдут, но я не думаю, что они будут носить революционный характер. Скорее всего, это будет смена тех руководителей, которые неэффективны сегодня.
Вопрос: На оборонку до 2020 года планируется выделить 20 трлн руб. Наверное, главный для Рогозина вопрос и поставленная перед ним задача – как не дать их разворовать?
Игорь Коротченко: Рогозину поставлена задача усилить борьбу с коррупцией в сфере гособоронзаказа. Это будет одним из приоритетов в его работе. Думаю, главное условие – обеспечение прозрачности ценообразования, второе – нужно избавляться от людей из числа руководителей ОПК, которые имеют аффилированные структуры, учрежденные ими лично. Сегодня мы имеем примеры, когда часть руководителей учреждают фирмы, которые потом вводятся в число соисполнителей гособоронзаказа. Такая ситуация абсолютно недопустима. Разумеется, необходимо расследование причин срыва наиболее знаковых программ по гособоронзаказу, в частности, известно, что за срыв гособоронзаказа по С-400 был снят с должности Игорь Ашурбейли. Думаю, что можно и дальше проводить полномасштабную цепочку расследований, почему это стало возможно. Осенью были сигналы, что он является владельцем частных бизнесов, которые так же вовлечены в процесс исполнения гособоронзаказа. Здесь необходимо разбираться, насколько это соответствует российскому законодательству, допустимо ли это с точки зрения морально-этических норм. По каждому такому факту должна быть дана принципиальная оценка. Нужны громкие, реальные дела в отношении тех, кто путает государственный карман со своим, частным карманом.
Вопрос: Какие еще меры позволят сделать гособоронзаказ более прозрачным?
Игорь Коротченко: Необходима экспертиза важнейших направлений гособоронзаказа для того, чтобы исключить тупиковые ветви, либо те направления, по которым мы не получим быстро отдачу и реальный результат. Не секрет, что целый ряд НИОКРов реализуются только для того, чтобы «пилить» средства. Здесь необходима научная экспертиза, и, самое главное, я думаю, что Рогозин должен опираться на мнение экспертного сообщества, но не тех экспертов, которые выступают по военно-политическим проблемам и одновременно получают зарплату либо в иностранных фондах, либо получают гранты от иностранных государств, а на ту часть российского экспертного сообщества, которое выступает с позиции обеспечения интересов страны и является носителем государственной идеологии. В этом плане патриотически-ориентированное экспертное сообщество, обладающее необходимым потенциалом, сможет оказать Дмитрию Рогозину необходимую информационную и аналитическую поддержку.
Вопрос: Как полагаете, кто займет должность постпреда РФ при НАТО? И не считаете ли, что с уходом Рогозина этот диалог с НАТО будет постепенно сводиться на нет?
Игорь Коротченко: Диалог с НАТО будет продолжаться, понятно, что произойдет некоторое переформатирование, придут другие фигуры. Но мне кажется, что, как спецпредставитель по ЕвроПРО, Рогозин продолжит эту работу, потому что он – наиболее подготовленный, авторитетный переговорщик. Сегодня вся подготовительная работа проведена, сегодня необходимо выходить на системные решения по ЕвроПРО. Думаю, что и этому направлению Рогозин сможет уделять внимание.
Вопрос: Можно ли считать, что назначение Рогозина – это некая новая концепция деятельности отраслей, определяющих нашу национальную безопасность?
Игорь Коротченко: Да, Рогозин пришел с готовым пакетом предложений о том, как модернизировать и укрепить оборонный сегмент промышленности, как поднять авторитет научных, конструкторских, инженерных кадров. Это будет абсолютно новый подход, который основывается на фундаментальном понимании того обстоятельства, что ОПК – это важнейший элемент обеспечения реального суверенитета российского государства. Можно иметь очень хорошую армию, мобилизованную, с хорошей структурой управления, но если она не будет вооружена новым оружием, то опыт показывает, что в реальных боевых действиях такая армия неэффективна. Сверхзадача – в сжатые, короткие сроки, начать насыщение российской армии новыми образцами оружия.
Читайте также: Новости России и мира.